Госуслуги и сделки с недвижимостью через МФЦ
Оформить право собственности на квартиру, сделать прописку, получить градостроительный план или снять обременение по ипотеке возможно при обращении в многофункциональный центр (МФЦ). С каждым годом перечень оказываемых им жилищных услуг растет, увеличивается скорость обработки обращений, региональные центры получают дополнительные полномочия.
МФЦ работает по принципу «одного окна», то есть подача заявления и получение результата оказания услуг осуществляется в одном и том же месте. МФЦ взаимодействуют с органами государственной и муниципальной власти напрямую без участия заявителя.
В результате межведомственного информационного взаимодействия перечень документов, которые должен предоставлять заявитель для получения услуги, значительно сократился. Недостающие сведения сотрудники центра вправе запрашивать самостоятельно.
Перечень жилищных услуг и сделок с недвижимостью, оказываемых МФЦ
Перечень государственных услуг, предоставление которых организовано в МФЦ, установлен постановлением Правительства РФ № 797 от 27.09.2011. В этот список входят следующие жилищные услуги:
- Получение выписки из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) — этот документ нужен при заключении сделок купли-продажи недвижимости, а также при оформлении наследства, сделки дарения, постановки в очередь на улучшение жилищных условий и т. д. Выписка содержит все данные об объекте недвижимости, а также информацию обо всех собственниках и основания возникновения их прав на имущество. Забрать готовый документ в центре можно через 5 дней со дня обращения.
- Регистрация права собственности на жилье через МФЦ ничем не отличается от аналогичной процедуры в Росреестре. Оплачивать пошлину можно сразу же в отделении после подачи заявления. Ранее в подтверждение права собственности гражданам выдавалась специальное свидетельство, но с 2017 года выдача документа была прекращена. Теперь все сведения из реестра недвижимости подтверждаются выпиской.
Тоже касается и кадастровых паспортов на земельные участки — вместо них заявителям также выдают выписки, с указанием кадастрового номера и стоимости объекта. - Приватизация недвижимого имущества через МФЦ проводится значительно проще, чем при обращении напрямую в местную администрацию. Заявитель может предоставить только необходимые документы, остальные сведения сотрудники запросят и предоставят в государственный орган самостоятельно. Для этого гражданину нужно только оформить доверенность на специалиста центра и заверить ее у нотариуса. После подписания договора о приватизации можно оформить право собственности на имущество с помощью МФЦ.
- Оформление прописки и временной регистрации. С 2016 года во многих центрах появились технические возможности для проставления отметок в паспорта граждан. Это значительно облегчает процедуру оформления прописки. Кроме того, выписываться с предыдущего места жительства при регистрации по новому адресу теперь не нужно — достаточно заполнить отрывной бланк заявления и передать его сотруднику, который в свою очередь отправит документ в органы ГУВМ МВД.
В МФЦ также можно получить свидетельство о регистрации для детей младше 14 лет и оформить прописку новорожденному. - Оформить в собственность земельный участок, а также получить его градостроительный план можно также через МФЦ. Для этого заявителю или его представителю достаточно обратиться в центр вместе с соответствующим заявлением и необходимыми документами. В 2017 году в МФЦ появилась возможность получить разрешение на строительство. Готовую документацию можно будет забрать в центре уже через 10 дней с момента обращения. Кроме того, в отделении МФЦ можно подать заявление на оформление дачной амнистии.
- Снять обременение с квартиры по ипотеке через МФЦ намного быстрее, чем ждать пока банк сделает это самостоятельно. Услуга предоставляется бесплатно, через 5 дней после обращения собственник недвижимости получит справку о снятии обременения и сможет продать, подарить или обменять свою недвижимость.
- В МФЦ можно также подать документы на получение субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг. Получить льготу могут только граждане, которые тратят на оплату счетов по ЖКХ больше 22% от своего дохода.
Запись на прием в МФЦ
Чтобы сэкономить время на прием лучше записываться заранее. Сделать это можно одним из следующих способов:
- позвонить по телефону «горячей» линии или контактному номеру ближайшего отделения МФЦ;
- записаться через сайт «Мои документы», если в регионе предусмотрена такая возможность.
В отделение центра можно обратиться и без предварительной записи. Специалисты принимают граждан в порядке «живой» электронной очереди. Достаточно просто выбрать в терминале необходимую услугу, получить талон и дождаться вызова своего номера. Обычно обработка обращения одного посетителя занимает около 10-15 минут.
Порядок предоставления услуг
На приеме заявитель передает сотруднику центра собранный пакет документов (в зависимости от цели обращения), а также заполняет бланк заявления о предоставлении услуги. Работник тщательно сверяет данные, указанные в заявлении, с предоставленной документацией, снимает копии с оригиналов и выдает заявителю расписку о принятии бумаг.
Если предоставление услуги платные (например, получение выписки из ЕГРН), после подачи заявления сотрудник центра выдаст заявителю платежные реквизиты для оплаты госпошлины, оплатить которую можно сразу же в отделении через банкомат. После сотрудник МФЦ регистрирует обращение и передает полученные бумаги в конкретное ведомство.
По номеру полученной расписки заявитель сможет отслеживать ход обращения по телефону «горячей линии» или на сайте отделения МФЦ. Многие отделения оповещают заявителей о готовности документов по средствам СМС-сообщений. Получить готовые бумаги можно в любое время в рабочие часы отделения. На повторный прием можно также записаться заранее.