Оформление жалобы на МФЦ
Для предоставления гражданам услуг различных учреждений, в нашей стране образована система многофункциональных центров (МФЦ). Основными принципами работы этих учреждений являются доступность и оперативность предоставления услуг. Но недобросовестность некоторых сотрудников, злоупотребление служебным положением или недостаточность квалификации иногда приводят к конфликтным ситуациям, вынуждая клиентов центра подавать жалобы на МФЦ, чтобы отстоять свою позицию и добиться наказания виновных.
Нормативная база
Основной документ, которым руководствуются МФЦ при обслуживании населения – закон N 210-ФЗ от 27.07.2010 г. «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Правила заполнения обращений и работы с ними более подробно изложены в законе N 59-ФЗ от 02.05.2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
С целью конкретизации положений этих законов разработаны и утверждены постановлением правительства от 16.08.2012 г. N 840 «Правила подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия…», которые подробно расписывают всю процедуру рассмотрения жалоб на учреждения и их служащих, по закону оказывающих государственные услуги населению.
Названные правовые документы регулируют весь процесс от составления жалобы на МФЦ до оповещения автора заявления о принятом решении.
В ситуациях, вынудивших клиента МФЦ идти в суд, необходимо руководствоваться дополнительными документами, в частности, Кодексом административного судопроизводства.
Когда можно оформить жалобу на МФЦ?
Наиболее частые недочеты в работе многофункционального центра, которые могут послужить причиной для жалобы, следующие:
- потеря поданных заявителем документов;
- ошибочная отправка документов не по тому адресу;
- плохое обслуживание – длительное время ожидания приема, некомпетентность сотрудников, их недоброжелательность и грубость;
- отказ в обслуживании посетителя из-за неготовности технических средств или отсутствия нужных специалистов;
- попытка получить деньги за услуги в сумме, превышающей положенную по закону оплату.
В качестве виновника, в жалобе может быть указан либо конкретный сотрудник МФЦ, либо само это учреждение, по усмотрению заявителя.
Кто имеет право оформить жалобу на МФЦ?
Любой клиент МФЦ имеет право подавать жалобу всегда, когда он сочтет, что неправомерные действия его сотрудников причинили ему моральный или материальный ущерб.
Варианты подачи претензии
Заявления с жалобой к работе МФЦ можно подавать:
- руководству МФЦ;
- в прокуратуру;
- в суд.
Заявитель имеет право обратиться в любую из этих инстанций, или сразу во все, но логичней начать с попытки добиться справедливости в МФЦ, где возник конфликт. А обращаться в надзорные или судебные органы имеет смысл тогда, когда не получилось урегулировать инцидент в рамках этого учреждения или вышестоящих организаций системы МФЦ.
Пошаговая инструкция оформления
Требования к содержанию жалобы на МФЦ установлены статьей 11.2. закона N 210-ФЗ и ПП РФ № 840 и они одинаковы для обращений в любой орган или учреждение, оказывающее государственные услуги. Претензия должна включать:
- название органа, куда жалоба направляется, и ФИО его руководителя;
- ФИО заявителя, его адрес, телефон для связи и почтовый ящик в Интернете (при наличии);
- название и адрес МФЦ, фамилию сотрудника, на кого подается жалоба;
- подробное изложение обстоятельств произошедшего и суть претензии;
- подпись и дату.
Некоторые специфические отличия есть только у искового заявления в суд, о чем будет сказано ниже.
Процесс оформления жалобы в разные инстанции различается только разной возможностью сделать это в электронной форме. Рассмотрим варианты подробнее.
Подача жалобы руководству МФЦ
Жалобу на сотрудников центра сначала рекомендуется подать их непосредственному руководителю. Самый простой способ сделать это – записать свою претензию в «Книге обращений», имеющейся во всех МФЦ. Изложить претензию допускается в любой форме, но обязательно не забыть оставить свои данные, необходимые для возможности ответа на нее.
Можно также оформить и передать заявление в рукописном или напечатанном виде лично в руки руководителю или по почте.
Жалобу на региональный МФЦ можно подать либо в правительство этого региона, либо в Министерство экономического развития РФ (http://economy.gov.ru/minec/references/reception). Эти органы имеют официальные порталы, где есть возможность оформить любое обращение, включая жалобу. Для этого достаточно ввести в поля экранной формы примерно такую же информацию, как и в бумажном заявлении, но адрес электронной почты, как правило, требуется указать обязательно.
Обращение в прокуратуру
Адреса офисов прокуратур субъектов РФ, контактные телефоны и ссылки на их официальные интернет-порталы есть на сайте Генеральной прокуратуры РФ (genproc.gov.ru). Здесь же, прямо на главной странице, можно оформить свое заявление, кликнув на кнопку «Интернет-приемная». Далее следует:
- выбрать нужный субъект РФ и перейти на сайт его прокуратуры;
- перейти на страницу оформления обращения;
- заполнить поля экранной формы;
- прикрепить файлы со светокопиями или фотографиями прилагаемых документов (при необходимости).
Если возможности подать заявление с жалобой на МФЦ через Интернет нет, придется оформить его в бумажном виде и направить в прокуратуру по почте, либо записаться на прием к прокурору и передать ему это заявление лично.
Подача заявления в суд
Причиной обращения в суд, кроме обжалования действий прокуратуры или других органов, может быть также требование о взыскании с виновных компенсации за причиненный моральный и материальный ущерб. Такой вопрос находится в компетенции только судебных органов.
Заявление в суд составляется исключительно в бумажном виде и передается в судебную инстанцию по месту своего жительства. Сделать это лучше при личном посещении, но можно переслать по почте, оформив почтовое отправление с вручением под роспись.
Содержание его, в основном, аналогично тем обращениям, о которых говорилось выше. В тексте, кроме подробной информации о ситуации, ставшей поводом для жалобы, следует рассказать, какие предпринимались попытки урегулирования инцидента. Нужно перечислить инстанции, куда истец обращался с этой жалобой и какие получил ответы.
Необходимые документы
Закон не обязывает заявителя при подаче жалобы представлять какие-либо документы. Но он сам может приложить к своему заявлению документы или их копии, подтверждающие изложенные в нем сведения, в случае, если такие у него есть.
Сроки ответа
Законодательно установленное максимальное время для отправки ответа из органов и учреждений (кроме суда) на любое заявление – 30 дней. В отдельных случаях его разрешается увеличить на срок до 1 месяца.
Время, которое закон дает на рассмотрение искового заявления в суд, ограничено двумя месяцами.
Причины отказа
При оформлении заявления с жалобой на МФЦ нужно знать, что оно будет отклонено и останется без удовлетворения, если:
- нет фамилии подписавшего или адреса для пересылки результата рассмотрения;
- нет возможности прочитать текст из-за неразборчивого почерка;
- заявитель не подавал заявку на услугу, предоставление которой обжалуется;
- обращение повторно адресовано в орган, который уже рассматривал эту жалобу и довел свое решение до заявителя;
- в тексте использованы нецензурные слова, оскорбления или угрозы.
В случае, если заявитель сочтет причину отказа в рассмотрении жалобы руководителем МФЦ необоснованной, он имеет право обратиться в вышестоящую инстанцию этой системы
Если и они отказались рассмотреть заявление или принятое ими решение не удовлетворило заявителя, он может перенаправить жалобу в следующую инстанцию – прокуратуру.
В случае отказа местной прокуратуры рассмотреть жалобу на МФЦ, заявитель может обжаловать это решение в прокуратуре субъекта, Генеральной прокуратуре или в суде.
Нюансы подачи жалобы на МФЦ
Особенностью подачи заявления с жалобой МФЦ является то, что существует большое число инстанций, обязанных по закону его рассмотреть, принять меры и дать ответ в установленный срок. Причем подавать жалобу, для её более быстрого рассмотрения, можно сразу во все. К тому же сделать это можно быстро и легко, поскольку почти все организации системы МФЦ и органы прокуратуры имеют сервисы приема обращений в электронном виде на своих интернет-порталах.
Если была оплачена госпошлина кодом 810 руб, считается ли, что работа отработана как гос регистрация? Номер дела суда 2-8100/2017, Красноярск, Советский районный суд. .
Открыли МФЦ, а людей без предварительной записи не пускают. И телефон дали, который не отвечает. Хотя бы по 3 человека запускали. Примите меры, беспредел какой-то творится.
Добрый день! Хочу выразить благодарность сотрудникам МФЦ района Рязанский, и особенно руководителю Акмуратовой С.В. В марте месяце моему сыну исполнилось 20 лет. В связи с карантином, у нас был просрочен паспорт, и мы закинули в эл/виде, но записаться не могли на прием в эл/очередь, так как требуется паспорт (вводим паспорт, а он просрочен). А нам в Армию идти (повестка на руках, без паспорта не взяли). Мы 2 месяца сидели без паспорта. Благодаря Акмуратовой С.В. у нас случилось ЧУДО, мы получили паспорт!!! Спасибо огромное коллегам МФЦ района Рязанский. С Ув., жители района Рязанский.
У меня пропадает билет 50000 руб. Как подавать в суд на взыскание стоимости билета и моральный ущерб?